Покровительство широко представлено в мире искусства. Имя Чарльза Саатчи известно многим в Великобритании, а до него была жительница Нью-Йорка Пегги Гугенхайм, которая способствовала карьерам Поллока и Ротко.
Бобби Хаас и его музей Haas Moto Museum
Сегодня нечто подобное наблюдается в мире кастомайзинга мотоциклов. Один из светочей -Бобби Хаас и его музей Haas Moto Museum в Далласе.
Бобби удалось собрать коллекцию из более, чем 130 необычных мотоциклов, иногда он отдает их на переделку. Хазан -один из его протеже, Крейг Родсмит -другой. Именно его невероятный переднеприводный мотоцикл недавно стал постоянным жителем священных залов.
Это классическая история, когда покровитель и художник работают в тандеме. Она началась в прошлом году, когда Бобби страдал от приступа бессонницы во время мотошоу Handbuilt Show, которое ежегодно проводится в Остине, штат Техас.
Бобби Хаас рассказывает:
После бессонной ночи я полез в интернет. И наткнулся на старинные фотографии мотоцикла в стиле арт-деко, созданного группой немецких инженеров в 1930-х годах.
Это был мотоцикл Killinger und Freund, построенный в Мюнхине между двух мировых войн.
Мотоцикл Killinger und Freund
Бобби сразу же вспомнил о Крейге Родсмите, без промедления, прямо в три часа ночи, он написал сообщение австралийскому беженцу, проживающему в США. Они встретились в лобби отеля, в котором остановился Бобби. Но Крейг не сразу вдохновился, его пришлось уговаривать.
Бобби продолжает свой рассказ:
Когда я предложил использовать эту немецкую штуковину в качестве вдохновения для нового кастома, то в глазах Крейга я увидел сомнение. Но именно поэтому я знал, что никто, кроме Крейга, не сможет воплотить эту задумку в жизнь.
Крейг признает, что энтузиазма в нем было ни на грамм.
Теперь очередь Крейга рассказывать:
Сначала я даже испугался. Я подумал, что он явно выбрал не того для этой работы. Но Бобби утверждал, что такой обвес смогу сделать только я и что его необходимо исполнить в блестящем алюминии.
Мотоцикл с радиальным двигателем в переднем колесе
Но это был еще не конец. Мотоцикл должен был быть переднеприводным с радиальным двигателем, установленным в переднем колесе. Когда Крейг согласился на этот проект, он решил, что сможет просто купить радиальный мотор в интернете и затем приспособить его к мотоциклу.
Но как оказалось, подобные двигатели не так-то просто купить. Тогда Крейг решил делать его собственными руками.
Он взял три идентичных 60-кубовых двухтактных мотора, убрал все лишнее и поместил под один картер.
Затем надо было определиться с размером колеса. С небольшим усилием Крейгу удалось подогнать двигатель под колесо размером 19 дюймов. Но ему была необходима пара широких ободов без лишних отверстий. С этим мог помочь Мэтт Кэрролл.
Он просто ходячая энциклопедия в том, что касается колес. Именно Мэтт смог найти комплект колес размером 3,5 на 19 дюймов с неглубокой центральной частью, что обеспечило еще немного дополнительного места. К тому же, переднее колесо является уникальным, потому что спицы расположены только с одной стороны, поэтому топливным шлангам и тросам управления ничего не мешает.
Безусловно, здесь нельзя было применить принципы традиционного мотоциклостроения. В конце концов передняя ось должна не просто вращаться и поддерживать двигатель, но и передавать энергию на переднее колесо.
Крейг рассказывает:
Следующей проблемой стал запуск. Я сделал электрическую систему, чтобы все три двигателя запускались одномоментно. Не последнюю роль здесь играло ограниченное пространство. Потом я сделал свой собственный привод к стартеру, чтобы стартер отключался во время работы двигателей.
Послушать Крейга, так все это было очень просто: запихнуть двигатель в колесо. Скорее всего у него есть какие-то супер способности.
Для передачи энергии двигателя на колесо Крейг использовал горизонтальный вал, приводящий в движение центробежное сцепление, которое в свою очередь приводит в движение звездочку главной передачи, которая вращает вал с фланцем, на котором непосредственно установлено колесо.
Шасси из подручных материалов
Когда со всем механическим искусством было покончено, пришло время ступить на более знакомую территорию: сделать шасси из подручных материалов. Крейг сделал алюминиевую решетчатую раму, при этом перья вилки были расположены вертикально. С такой конструкцией колесная база остается неизменной вне зависимости от движения вилки вверх-вниз.
Необходимо отметить, что всю эту работу Крейг провел без объемного моделирования и использования станков с ЧПУ. Вместо этого он пошел проторенной дорожкой и использовал ручной токарный станок, которому уже 70 лет, прокатный станок и другой ручной инструмент.
Детали
Таким же образом Крейг подошел к работе над обвесом. Он не использовал какой либо электроинструмент, только молоток, штамп и роликовый вытяжной станок.
Крейг говорит:
Я хотел, чтобы все детали обвеса струились, будто они жидкие. Предпочитаю думать, что с точки зрения пропорций я все сделал правильно, начиная с широкой носовой части со встроенной передней фарой и заканчивая зауженным хвостом. Мотоцикл получил обтекаемую внешность.
Крейг сделал даже крошечный аммортизатор, который поддерживает алюминиевое сиденье. Среди других изысканных деталей можно отметить крышку топливного бака и включатель зажигания, а также бесчисленное количество небольших ободков, закрепленных 1,5 мм гайками из нержавейки, что помогло свести к минимуму заметные детали крепления.
Крейг рассказывает:
Думаю, один из моих любимых элементов—это отверстие в переднем крыле. Сначала мы с Бобби хотели установить решетку, чтобы двигатель был виден. Но потом мы остановились на небольшом ковшике, который открывается, как дверка, и не нарушает общей концепции обвеса.
Результатом всех трудов стал самый потрясающий кастом, который нам только приходилось видеть за последний десяток лет. Любопытно, как чувствует себя человек, когда едет за рулем подобного мотоцикла. Обзоров Killinger und Freund 1953 года, который стал вдохновением для этого кастома, названного The Killer, не сохранилось.
Вот, что говорит Крейг:
Этот мотоцикл абсолютно пригоден для езды. Но я лишь немного поездил на нем по двум причинам. Во-первых, там, где я живу, много льда и снега. А, во-вторых, этот кастом в первую очередь создавался, как предмет искусства.
Но надо признать, что это необычно, когда двигатель тебя тащит, а не толкает.
Бобби Хаас счастлив:
Из собственного опыта я знаю, что успех тем слаще, чем более сложный вызов ты принимаешь. Моя роль заключается в том, чтобы подтолкнуть гениальных творцов к созданию объектов искусства, которые иначе просто не увидели бы свет и просто растворились бы, как воздушные замки.
Крейг сумел превратить этот воздушный замок в реальность, а в процессе он стер границы между инженерией и искусством. Возможно, этот мотоцикл не станет идеальным участником ралли, но он является яркой иллюстрацией того, что прошлое оказывает влияние на будущее.