Современные скутеры Vespa - это свой отдельный мир, как в плане конструкции, так и по дизайну. Сплошной кузов-монокок, полное отсутствие рамы и скутерная трансмиссия, сблоченная с двигателем, оставляют немного шансов кастомайзерам обойтись малой кровью, так что они обычно и не берутся. В лучшем случае их обвешивают багажниками или хромированными дугами безопасности, в крайнем случае - фарами и зеркалами по старой британской традиции. Но чтобы уйти от легендарной формы и придумать радикально новый корпус, требуется мощное воображение и определённая смелость решений. К счастью, у Адама Элдриджа всё это есть.
Адам Элдридж из Python Lair Designs
Адам живёт в Остине, штат Техас, и занимается металлообработкой во всём её многообразии. Работая под вывеской Python Lair Designs, он строит кастомные велосипеды, чопперы и хот-роды, и даже интерьерные металлические композиции.
Турбо кастом из Vespa GT 200
Заказ на кастомную Vespa поступил от Гвидо ДеВиты - загадочного 70-с-чем-то-летнего персонажа, одинаково любящего автомобили и мотоциклы, и совершенно не уважающего условности. Адам регулярно работал под руководством Гвидо в его мастерской ilGaragista, и описывает её как "его кастомайзинг не имеет границ, кроме чековой книжки".
Благодаря сложившемуся между ними взаимопониманию Адам получил полную свободу действий в плане работы над Vespa GT 200 2003 года. Поэтому он пошёл во все тяжкие, разбирая Vespa до тех пор, пока от неё не остался только корпус двигателя, передняя подвеска и колёса. Но сначала он измерил каждый сантиметр стокового мотоцикла, импортировал эти замеры в программу 3D-проектирования SolidWorks и спроектировал в ней новое шасси.
В оригинале, как уже говорилось, у Vespa GT 200 как таковой рамы нет, и все элементы крепятся к внутренним структурам кузова. Но на практике это не даёт никаких преимуществ, кроме определённого шарма, поэтому Адам пошёл иным путём, спроектировал и изготовил для Vespa раму, а уже под неё стал создавать новую облицовку из листового алюминия. Кузов скутера состоит из четырёх элементов внутри и пяти - снаружи, со специальной скелетной структурой, поддерживающей заднюю часть кузова. Каждый элемент был изготовлен вручную при помощи английского круга, гладильного молотка, нейлоновых киянок, мешка с песком и аргоновой сварки.
Детали
Дизайн турбо Vespa GT 200 опирается на множество отсылок к разным моделям и запоминающимся визуальным особенностям, в результате чего получилась великолепная эстетика, частично напоминающая арт-деко, а частично - научно-фантастическое ретро. Намёки на винтажный авиационный дизайн проистекают из наследия Piaggio как производителя самолётов, а классические автомобильные штрихи родились из увлечения Адама автогонками.
Идея использования остатков от других работ всегда меня очаровывала, - рассказывает Адам. -Я давно восхищаюсь Belly Tank P-51 Билла Бёрка - это 165-галлонный крыльевой бак P-51 Mustang, перепрофилированный под гоночный автомобиль, который в итоге развил на El Mirage 210км/ч. В моей голове постоянно крутились идеи, в частности, о создании гоночного автомобиля для соляных равнин, и часть этих идей нашли выражение в этой Vespa.
Ещё один известный проект, оказавший, по словам Адама, большое влияние на эту Веспу - это гоночные автомобили PTG Racing BMW E36 M3 середины 90-х.
Мы с отцом несколько раз ездили на Роуд Атланта, - вспоминает он, -где я был очарован PTG E36 M3, особенно шестым Yokohama. Я отлично помню, как заполнил свою одноразовую плёночную камеру фотографиями той машины на трассе.
Визуально Vespa GT 200 Адама имеет не так уж много общего с PTG BMW. Но при ближайшем рассмотрении связь всё-таки прослеживается. В то время как снаружи Vespa посвящена стилю, под капотом у неё имеются высокопроизводительные (по меркам 198-кубового скутера) решения. Например, изготовленная на заказ турбоустановка.
Проектирование турбоустановки и воздуховодов принесло свои проблемы, - делится Адам. -Особенно при интеграции с двигателем, который совмещён с трансмиссией и маятником. Использование авиационных патрубков для воздухозаборника турбины было необходимо для компенсации вертикального хода задней подвески. Пристальное внимание было уделено проектированию всех соединений системы с двигателем, чтобы они могли работать в тандеме.
Также Адам добавил регулятор низкого давления, насос подкачки высоты и новый ЭБУ. Так что под кузовом Веспы имеется много чего интересного, в том числе новый кастомный бензобак, аккумуляторный отсек под седлом и существенные модификации системы жидкостного охлаждения - всё это было спроектировано по месту специально для проекта.
Затем Адам несколько улучшил ходовую часть под стать возросшей мощности. На обоих колёсах стоят суппорта Frando, а ходы подвесок сглаживают амортизаторы Bitubo.
Винтажный руль Piaggio был серьёзно доработан. Пульты на нём - от Motogadget, а стильный спидометр - это удачная находка на Amazon. Всё это было интегрировано в облицовку руля благодаря тщательной работе с металлом. Завершают отделку руля новые грипсы и поворотники в торцах от Motogadget. Комбинированные тормоза теперь управляются кастомной педалью, так что рычаги на руле отсутствуют за ненадобностью.
В равной степени сочетая художественное и инженерное искусство, эта Веспа более чем достойна пополнить собой постоянно расширяющуюся коллекцию ilGaragista. И уж наверняка сотрудничество Адама и Гвидо не только не закончится, а только расширится благодаря ей.