Мало что так будоражит любопытство, как редкий гоночный мотоцикл. А уж если он винтажный и непонятный, придётся порыскать по самым потаённым уголкам интернета, чтобы что-нибудь выяснить о нём.
Собственно, этим и пришлось заняться Коулу Махловицу, владельцу очаровательного спортбайка родом из 70-х, превосходно восстановленного в стоковую форму - если вообще можно так сказать о 50-кубовом спортбайке для Grand Prix. Когда Коул купил его, в описании лота было написано, что это чешский Minarelli 50 GP 1975 года - двухтактный полтинник с шестиступой коробкой и заявленными 16 лошадьми на 14500 оборотов. Однако, когда покупку доставили и Махловиц стал её изучать, оказалось, что всё гораздо интереснее: хоть мотор и явно был выпущен Minarelli, но в нескольких местах мотоцикла было нанесено клеймо "CZ" - то есть ЧеЗет.
ЧеЗет
Ныне не существующий производитель CZ никогда не выпускал 50-кубовый GP-шный спортбайк, так что Махловиц полез в интернет, чтобы понять, что же за чудо ему досталось. Европейские эксперты на форумах пришли к коллективному мнению, что это был личный проект инженера, работавшего в конструкторском бюро компании Jawa. А наклейки "AMK Pisarky Brno" навели на мысль, что мотоцикл соревновался на трассе имени Масарика, расположенной в тогдашней Чехословакии, в Брно.
Потом этот маленький, но гордый ЧеЗет, по-видимому, на несколько лет законсервировали, а затем продали итальянскому коллекционеру Марко Гаспарини, собирающему коллекцию 50-кубовых спортбайков той эпохи. Гаспарини он достался в виде рамы, трёх четвертей двигателя и облицовки, разукрашенной флагом Чехии.
Коллекционер поставил его на ход и выставил на продажу на своём сайте, где на него и наткнулся Махловиц.
Как давний поклонник двухтактников, особенно любящий именно европейские 50-кубовые GP-шные снаряды 60-х - 70-х годов, Махловиц частенько заглядывал и в коллекцию, и на доску продаж сайта Гаспарини. Minarelli же оказался ровно тем мотоциклом, который искал Коул, так что он купил его без особых раздумий и организовал доставку из Италии в Штаты, в город Бостон.
ЧеЗет для Grand Prix
Одна только доставка заняла несколько месяцев, что немудрено, когда речь идёт о двухтактном спортивном снаряде, выпущенном в эпоху, когда эконорм ещё не существовало даже в проекте. Но получив наконец-то ЧеЗет, Махловиц первым делом задумался над тем, в какую сторону вообще двигаться. Учитывая туманное прошлое малыша Minarelli, у Коула не было надёжной точки опоры, и он занялся изучением сайтов фанатов Grand Prix, например датского Elsberg Tuning. Оттуда он почерпнул множество идей, начиная от мелочей вроде формы рычагов, и до основ дизайна, популярного в Чехословакии 70-х годов.
Minarelli приехал в состоянии "на ходу" - с несколько повреждённой капотировкой, но с вилкой Marzocchi и на 18-х колёсах Menani, с дисковым тормозом Grimeca спереди и барабанным CZ сзади. Но много чего и не хватало, а учитывая, что модель крайне редкая, на Али заказать недостающие запчасти не удалось.
К счастью, Махловиц - инженер-конструктор в компании, специализирующейся на трёхмерной печати металлических деталей, и его навыки и служебное положение дали ему уникальную возможность быстро спроектировать ряд функциональных и эстетических компонентов. Так что он создал ряд действительно сложных узлов.
Одним из этих узлов была приводная муфта, соединяющая коленвал с поворотным клапаном. Это по сути длинная шестигранная гайка с пазом, открывающим и закрывающим впускной порт. При помощи трёхмерной печати и последующего спекания получившегося изделия, было изготовлено несколько вариантов приводной муфты с небольшими отличиями в форме паза, что позволило точно настроить двигатель ЧеЗет спортбайк от конструктора Jawa. Тот же метод Коул применил и для ряда других небольших компонентов, а кое-что он изготовил для ЧеЗета и вручную, чтобы повысить свои навыки в работе с металлом.
Детали
Один из наиболее сложных этапов - это переделка кожуха поворотного клапана для установки туда 28-миллиметрового карбюратора Dell’Orto (ЧеЗет приехал с 22-м карбом, но судя по имеющимся документам, в семидесятых 28-миллиметровые карбы на GP-шных мотоциклах применялись намного чаще). Махловиц в итоге полностью переделал впускной манифольд, ухитрившись очень точно соблюсти зазоры, что потребовало бессчётных часов работы в программах для проектирования.
Вместо оригинального кулачкового зажигания было установлено CDI от KTM 50, а коленвал заменён на короткоходный. Мотор остался сцепленным с родной шестиступой коробкой с короткими передачами, с которой он был выпущен с завода.
Махловиц решил снять неподходящую по дизайну (и исторически не достоверную ЧеЗет) выхлопную систему, с которой приехал мотоцикл, и установить кастомную в правильном стиле и с правильно просчитанной резонансной камерой и выпускным патрубком. Проектировка, резка, прокатка и сварка небольших конических сегментов из стали, и компактная их установка под обшивкой и рамой - задача не из лёгких. А учитывая, что для Коула это была первая серьёзная работа такого характера, он сделал три цельных выпускных тракта, пока не пришёл к идеалу.
Над обшивкой Махловиц работал совместно с Эриком Сильверио из Krazy Kustoms. Сильверио залатал повреждения стеклопластикового обвеса, местами починил и усилил крепления, а затем покрасил раму и обвес в точном соответствии с цветовой схемой, в которой приехал ЧеЗет. Почему? Потому что когда Гаспарини продавал мотоцикл, он взял с Махловица обещание не менять ливрею.
Последними штрихами стали исторически достоверные наклейки - типа реплик оригинальных стикеров AMK Pisarky Brno. Кроме того, Minarelli обзавёлся парой симпатичных деталей типа тахометра Motoplat со шкалой с 4000 до 16000 оборотов.
Спустя год с начала проекта, Махловиц наконец-то завёл готовый мотоцикл… и быстро осознал, что крайне узкая полоса тяги двухтактного движка делает его почти бесполезным. Но он всё равно безумно доволен, ведь в списке его достижений отныне числится покупка и восстановление винтажного двухтактного мотоцикла для Grand Prix экстремально низкой кубатуры. Не каждый коллекционер и кастомайзер может таким похвастаться!